Наверное, хороший (правильный) старт таки имеет
значение... (мысль)
Поездка в Хорватию изначально
задумывалась как 10-дневный отдых на Адриатическом море, возле Дубровника.
Меня пригласил Крис, мой знакомый голландец, который служил в датской
части "разводящих" войск ООН (IFOR) в Хорватии, был немаленьким
начальником, благодаря чему мне не понадобилась никакая виза - достаточно
было факса на бланке "IFOR" и его самого на хорватской границе. Но отдых
не получился - через три дня нашего пребывания на море Криса срочно
вызвали на службу, он только успел довезти меня обратно до венгерской
границы. Из-за этого для меня поездка оказалась отчасти
экстремальной. О чем мне и хотелось бы поведать, а так же немного о
нашей дороге через Хорватию и Боснию, пару впечатлений о
Венгрии.
... Июль 96-го. Крис должен был забрать меня из Будапешта
на машине. Планировалось пересечь Венгрию, въехать в Хорватию и, через
Боснию, добраться до побережья.
Во-первых, отлет. В Хорватском
посольстве мне сказали, что виза с таким факсом на руках, как у меня, не
нужна, но на границе надо будет предьявить оригинал. Оригинал встречал
меня в аэропорту. В Венгерском посольстве подтвердили, что для транзита
и пребывания в течение 3 суток в Венгрии виза не нужна тоже. Я решила
лететь венгерской компанией "MALEV".
Шереметьево. Паспортный
контроль. Девушка в погонах долго удивленно вертит факсовую бумажку
(бланк IFOR Croatia) и мой паспорт без визы. Переспрашивает: - Так вы
куда летите-то, в Хорватию? Это же рейс на Венгрию! - Я лечу в
Будапешт, а оттуда на машине - в Хорватию. - А где же Венгерская
виза? - Я уезжаю сразу, как прилечу, в тот же вечер буду на границе.
Виза не нужна. Она еще немного посомневалась и ... вызвала "старшую".
Текст, который она выдала "старшей" остался в памяти на всю жизнь: -
Вот эта девушка ЯКОБЫ едет в Хорватию, но у нее билеты на "Малев", а
венгерской визы нет! "Старшая" строго посмотрела мне в глаза, подержала
в руках мои документы и ... пошла с ними в комнатку для персонала
(наверное, дальше советоваться). "Ну все,- думаю,- накрылась поездка! А
что делать? В Посольство Венгрии за однодневной визой ехать? Там же
русским языком объяснили, что не надо..." Вернулась "старшая", отдала
"контролерше" документы со словами: - Пропусти, пусть летит. В конце
концов, если ее в Будапеште не выпустят в город - это будут проблемы
авиакомпании. J В Будапеште проблем не было.
Мы немного
погуляли по вечернему городу (аэропорт в получасе езды), переночевали в
пансионе (очень маленькая частная гостиница). Я удивилась, что в Будапеште
можно даже на один дней снять довольно дешево пансион с завтраком
($18/чел). Наутро, сделав небольшие покупки, отправились на юг. Через 4,5
часа мы были в Пече - последнем большом городе Венгрии перед
границей.
Многие из Хорватии и Боснии приезжают в Печ на
субботу-воскресенье за продуктами. Здесь выбор больше и дешевле, чем у них
в странах.
Погранпосты, начавшись однажды, дальше встречались нам
постоянно. Досмотр делают редко (я сужу по малому количеству остановленных
для этого машин - нас вообще это не касалось.) Но допрашивают с
пристрастием.
На всем нашем пути видны следы боев, разрушенные и
полуразрушенные дома, мосты. Деревень не очень много, с продуктами,
бензином сложно. Хотя в городах и городках работают и кафе, и магазины, и
рестораны. Но страна, вернее, эти страны будут восстанавливаться еще очень
долго.
Сараево - приличный по размерам и строениям город,
практиически в руинах. Там сейчас не стреляют. На улице полно народу (мы
проезжали днем). Как бы "жизнь кипит". Непонятно только, где этот народ
работает и на что живет. Никаких "рынков", ларьков, лотков практически нет
(думаю, их и не было никогда), магазинов мало (я имею ввиду мало на
километр городской дороги). Никаких восстановительных или ремонтных работ
я не заметила. В разрушенных многоэтажках продолжают жить, затянув выбитые
окна тряпкой. Вообще, Сараево напоминает любой российский город советского
периода: из ларьков только "Газеты" иногда "разбавленные" канцтоварами,
редкие чахлые деревца. И разрушенные предприятия, институты. Очень
радуются, что уцелела под обстрелами телестанция (видите на первом снимке,
на горе?). Работы нет ни в городе(теперь вам понятно, почему так много
"югославских" рабочих у нас?), ни в деревне.
Вообще эти районы
Хорватии и Боснии, где мы проезжали, мне показались ну очень бедными,
особенно деревни. Беднее, чем где либо у нас. (Хотя я редко путешествую по
просторам России, и возможно, не все видела). И, казалось бы, есть же
земля, широта - на уровне Крыма - сей себе и выращивай. В каждый огород
бомба все равно не попадет. Основная масса же не уезжает никуда! Но и не
делает почти ничего.
Кстати, в этой поездке, я нашла подтверждение
своим московским выводам о качестве строительных работ, производимых в
Москве "югославскими" рабочими (мне приходится "по долгу службы"
заниматься экспертизой). Высокому качеству просто неоткуда взяться: разве
крестьянин знает, что такое, скажем, "евроремонт" (терпеть не могу это
слово!), как укладывать плитку, паркет, проводить качественно сантехнику и
свет? Какой паркет? Где они его видели? Хотя, надо им отдать должное, они
стараются, и зачастую с большим рвением, чем украинцы, молдаване и даже
русские, работающие в Москве.
... Уже где-то под Сараево, проезжая
один горный городок Крис рассказывает историю, случившуюся в прошлом
году. "Видишь, мы проезжаем котловину - район, в которой расположены
жилые дома. На самом деле, здесь два района: на одной горе исламский, на
другой - как раз напротив - христианский. В прошлом году, в период затишья
боевых действий, один немец из находящейся рядом части пригнал сюда танк с
патронами и начал сдавать его в аренду с ящиком патронов по $100 в день.
Неделю - одной стороне, неделю другой. "Попасть они, все равно, ни в кого
не попадут,- говорил, - а моральное успокоение получат". С горки-то удобно
стрелять! К нему очередь стояла все лето и осень... Пока того свои же не
"заложили". Ему ничего не было: пожурили и отправили на Родину".
Мы
ночевали в Мостаре, провинциальном городке, в доме друзей Криса. Это была
еще Босния, но друзья - сербы и хорваты устроили барбекью, и мы весь вечер
проговорили. Я подчеркиваю национальность исключительно по одной причине:
сербский (или хорватский?) язык очень похож на смесь
русско-белорусско-украинского. Вот на нем-то мы и общались. Крис по-началу
рвался переводить, но потом понял, что тут и без переводчика все понятно.
Разговор (не у меня - между ними) постоянно крутился вокруг одной темы
(есть работа - нет работы, много получает - мало получает). Даже как-то
неудобно было, что люди так озабочены, - а мы едем загорать. Так как по
всем этим странам разбросаны войска ООН, самым лучшим считается устроиться
в какую-нибудь часть. Это дает и паек, и зарплату, и возможность
отовариваться в магазине при части, который снабжается "из страны" и цены
там ниже. Да и профессиональный рост, если удается устроиться по
специальности. Да еще иностранный язык (который, если бы не война, они
вряд ли когда-нибудь выучили - провинциальное образование от российского
уровня не отличается ничем).
Иногда местному населению "достается"
от соседствия с частью. Подвыпившие военные (в этом случае, англичане) - а
"гулять" им разрешают раз в неделю - устроили праздничную пальбу недалеко
от деревни, расстреливая из автоматов боевой снаряд. Снаряд взорвался,
осколком местному парнишке оторвало ногу.
Дорога большей частью
пролегает в горах, идет вдоль речки Неретво, на большой высоте, иногда
ныряя в туннели, иногда сужаясь до одной полосы без обочины. В этих местах
стоят посты IFOR с радиотелефонами, пропуская машины то в одну, то в
другую сторону.
Ну вот, наконец, и море! Мы не поехали в
Дубровник (уже вечерело), остановились в Стоне и проехали на соседний
остров, соединенный песчаной косой. Не зная, состоится ли эта поездка
вообще, заранее ничего не бронировали, да, думаю, в то время это вряд ли
было возможным из-за наличия кое-где военного положения и отсутствия по
этой причине турагенств. Только в конце 1998 года я начала замечать в
наших рекламах фирмы, предлагающие для отдыха Хорватию. Кстати, в
Стоне, любопытства ради - мы не планировали размещаться в городе, заехали
в пару отелей (именно ОТЕЛЕЙ - с названиями а-ля "HILTON" и что-то типа
"... Royal". Туристов на улицах видно не было. Но от цен мы обалдели:
$250-$500 в сутки! Они забыли, где они живут! J
На острове нам
сдали половину первого этажа -спальня и гостиная с отдельным входом через
отдельную же террасу за $20 в день за двоих. За эти же деньги в нашем
распоряжении была кухня, плита, холодильник. Хозяйка взяла наши паспорта
для решистрации в местной Управе.
Живет на острове местное
население (в основном рыбаки). Есть и туристы, на следующий день я даже
обнаружила неподалеку целый палаточный лагерь 30 или 40 палаток, скорее
всего международный и организованный (т.е. платный). Милых уютных бухточек
- не счесть, никто никому не мешает, можно вовсе уединиться, можно взять у
местных лодку и уплыть на необитаемый... Вода изумрудная, очень
чистая, белый песок, но масса морских ежей, очень колючих делает вход и
выход из воды несколько проблематичным. Хотя, надеюсь, не по всему
Адриатическому побережью так. Солнце довольно ласковое, такой опасности
незаметно сгореть в две минуты, как в более южных странах, здесь нет.
Вечером работает ресторанчик с видом на закат, угощая свежевыловленной
рыбой, кухня непритязательная, европейская. Хорошее вино. Из развлечений -
только паб с дартсом, за чем-то более ощутимым надо ехать в город. Мы не
успели, хотя по трассе в сторону Дубровника проехались. В тот период на
берегу была масса гостинниц-пансионатов типа ялтинских и алуштинских
здравниц "Юность", "Прибой", "Волна" и т.п., заселенных беженцами из
разных районов Югославии. Впечатление ужасное. Запущенные парки, разбитые
и загаженные бассейны при гостиницах, сушащееся после "семейных" стирок
белье на каждом балконе, неумытые дети. Их разновозрастная крикливая
оборванная толпа слонялась по трассе, предлагая помыть машину, продавая
всякую дребедень, прося мелочь.
На четветрый день Криса срочно
отозвали из отпуска (кто придумал эти мобильники?!). Дальше все произошло
так быстро, что я опомнилась только в Пече на автовокзале. Остаться я не
могла: везде режим полувоенного времени - Крис меня сопровождал сюда,
должен лично доставить к границе страны. С острова мы уехали в 16-17 часов
- ночью мы были в горах, ливень и ужасная гроза (я просыпалась и, видя эти
разряды молний и нашу скорость около 120км/ч по мокрой горной дороге,
мужественно решала, что мне глаза лучше не открывать, пока мы не
остановимся). Половину погранпостов я тоже проспала.
Крис меня
разбудил в 5 утра на автовокзале. Сказал: "Это Печ! Ты извини, но служба -
мне самому неприятно. Я не могу ждать, пока откроется вокзал...И
"sorry-sorry!... и bla-bla-bla!"... Уехал.
Девушки! Не любите
военных!!! J
Вокзал закрыт. Камера хранения там же. В руках
неподъемная сумка. Сигареты кончились. Из денег - ни хорватских, ни
венгерских - только доллары. (Один из уроков той поездки: пусть с
двадцатью долларами на счету, но кредитная карточка со мной всегда)
Надписи на венгерском не похожи ни на что. Во всяком случае, обойдя два
раза вокруг вокзала, я ни на одной остановке не увидела Budapest. И, что
самое смешное, из начавших появляться первых прохожих ни один не понимает
по-английски (немецкий возможен, но у меня его нет). Тоска!
В 7
отрылся вокзал, в 8 - кассы. На пальцах объясняю, куда мне надо, получаю
бумажку с номером рейса, временем отправления и стоимостью билета. Разговор немого с глухим. J
Показываю доллары. Кассир, пожилой мужик, рисует мне схему, как добраться
до обменника. Кидаю сумку в камеру, и лечу менять. Не так-то оказывается
далеко. На радостях просчитываюсь в сумме, которую мне надо поменять. Мне
показалось, что то количество форинтов, которое надо отдать за билет
где-то равно $70. Меняю 100. Покупаю билет... за 7 долларов!
Представляете? Проехать на автобусе через пол-Венгрии стоит 7
долларов!!!
Поездка была неинтересной. Я имею ввиду природу. Как из
Москвы в... Рязань или Тулу. Но деревеньки чистенькие, к столице все более
ухоженные. До Будапешта езды около 5,5 часов. Остановки через час,
"питательный пункт", телефон, туалет. Через 20 мин - снова в путь. Все
цивильно.
В Будапеште мне предстояло решить еще одну задачу.
Собираясь на 10 дней, я и билет взяла туда-обратно (ведь была мысль при
покупке! интуиция подсказывала взять билет с открытой датой! но это стоило
на $150 дороже, и жадность победила...). И у меня еще 4 дня до
вылета. Оставаться и обозреть заодно Будапешт, раз уж так
получилось.... Еду на маршрутке в аэропорт (с того же автовокзала).
Подхожу к окошку "MALEV", объясняю ситуацию. Двойной облом. 1. Рейса
сегодня нет. 2. Доплата за обмен билета = $250!!! Если бы я нашла за
эти или меньшие деньги гостиницу в Будапеште на оставшиеся 4 дня, можно
было бы и тормознуться! Возвращаюсь в город. Руководствуясь картой,
я довольно бездарно (в смысле: безрезультатно) прослонялась по центру и окрестностям часа четыре,
расспросы местных продавцов в магазинах не помогли. Надо сказать, что в
центре почти во всех магазинах персонал говорит по-немецки и
по-английски. Я не нашла гостиницы дешевле 70 долларов в сутки, хотя
умудрилась попасть в район, где прямо на улицах полно наркоманов
(буквально в двух остановках на метро!); название пансиона, в котором мы
останавливались в начале моего "тура", в памяти не отложилось, я устала и
уже больше ничего не хотела. Только душ - и спать.
В аэропорту,
куда я вернулась вечером и поменяла билет, В ЗАЛЕ ПРИЛЕТА оказалась
стойка "Accomodation service" (служба размещения). $20-$30 в сутки без
соседей, в 20 мин. езды от центра Будапешта! Кто бы знал! Но... у меня на
руках уже билет на завтра. И сняв за $25 "номер" в частном секторе, куда
меня отвез бесплатно аэропортовский "вэн" и откуда он же утром меня
доставил к рейсу (это у службы такой сервис), свежая и бодрая я улетела в
Москву.
Навстречу новым приключениям... J
Неудачный старт (1996г)
|